Здание старого вокзала является памятником архитектуры согласно решения облисполкома № 484 от 22.08.1990 года.
История
Железнодорожный вокзал Астрахани состоит из здания старого и нового вокзала. Здание старого вокзала было построено в начале 20 века, с 1907 по 1908 год, инженерами С. Хмелевским, А. Холодицким, И. Филипповым, Н. Лаврентьевым.
Астраханский железнодорожный вокзал начал работать в 1909 году, так как к 1909 году было завершено строительство железнодорожного моста через реку Бузан. Это было крупное инженерное сооружение с двумя поворотными механизмами и экипажным проездом в уровень рельсов, протяженность моста составляла чуть более 612 метров. Изначально к вокзалу было подведено два железнодорожных пути.
«Из железнодорожных сооружений замечателен пассажирский вокзал на ст. Астрахань, выполненный в мавританском стиле…» написано в книге историка А. Чупрова «Рязано-Уральская железная дорога и ее районы» изданной в 1913 году.
2 октября 1909 года на вокзал (точнее на станцию Астрахань-1) пришел первый поезд.
В состав первого поезда пришедшего в Астрахань входил один пассажирский вагон третьего класса, почтовый вагон, три вагона теплушки (название появилось в 1870-х годах как сокращение от «утеплённый вагон» и часто используется до сих пор) для рабочих строителей железной дороги, десять товарных вагонов и один арестантский вагон.
С тех пор станция Астрахань-1 стала конечным, тупиковым пунктом, каким она и планировалась, так как вокзал был построен поперек железнодорожных путей. Только спустя полвека, со строительством железнодорожного моста через реку Волга, дорога была проложена на Кавказ и пути обошли вокзал с восточной стороны.
Строительство железнодорожного моста через Волгу началось в 1947 году и завершилось в 1955 году. С тех пор поезда от станции Астрахань-1 пошли на Кавказ.
В настоящее время в старом здании вокзала размещается администрация вокзала, в том числе здесь расположен и кабинет начальника вокзала.
В 1965-1971 годах была произведена реконструкция вокзала с возведением нового здания и тоннель для перехода через железнодорожные пути. Строительные работы велись по проекту института «Ленгипротранс», а связаны они были с возросшим пассажиропотоком.
С целью сохранения старого здания являющегося памятником архитектуры и создания гармоничного комплекса, габариты нового здания были соподчинены с размерами старого вокзала. Новое здание построено на железобетонном фундаменте, его фасад полностью выполнен из стекла, благодаря чему помещения нового здания насыщены светом и просторны. Над перроном со стороны нового здания был возведен навес на железобетонных конструкциях, а также построены три пассажирских платформы без навесов, багажные помещения и подъездные пути к ним, в то же время была благоустроена привокзальная площадь. Новое здание вокзала открылось в 1972 году с расчетной вместимостью 700-900 пассажиров в сутки. В 1980-ые годы были проведены работы по расширению кассового зала и зала ожидания на втором этаже. Под навесом были достроены билетные кассы. Благодаря проведенной реконструкции и новому строительству мощность вокзала удвоилась и существенно повысилось качество обслуживания пассажиров.
В 2003 году был проведен капитальный ремонт вокзала, тоннеля и привокзальной площади. Площадь нового здания вокзала около 6000 кв. м., а совместно со старым зданием это 7500 кв. м. Сегодня железнодорожный вокзал Астрахани может принять и качественно обслужить одновременно более 1,5 тыс. пассажиров.
Архитектура
Старое здание вокзала представляет собой двухэтажное кирпичное здание, на гранитном фундаменте, покрытое крышей имеющей куполообразную форму с высоким сводом. Здание можно отнести к так называемому псевдомавританскому стилю, кроме здания вокзала, в начале 20 века, в Астрахани, в схожем стилистическом решении было построено здание Правления Русского банка для внешней торговли (ныне в здании размещается областная научная библиотека им. Н.К. Крупской). Площадь здания старого вокзала составляет около 1500 кв.м. В центре симметричного здания размещается вестибюль.