С приходом Советской власти Астрахань утратила множество храмов, часть была разрушена, у оставшихся серьёзно пострадало убранство. Только собор Покрова Пресвятой Богородицы сохранился в первоначальном виде с богатым иконостасом, с сохранившимися фресками на стенах и колоннах и множеством икон в драгоценных ризах.
История
Идея создания храма на стрелке Волги и Болды возникла в связи со значимыми для Астрахани событиями. Во-первых, в 1822 году был упразднен Воскресенско-Болдинский монастырь, располагавшийся в этом месте, и его прихожане (казенные крестьяне, поселившиеся здесь в начале 19 века) остались без церкви. Во-вторых, после страшного пожара в августе 1858 года поселки бондарей, кузнецов и колесников были перенесены из наиболее пострадавшей закутумной части города на «стрелку», на место осушённого ильменя Бляблин. Весь этот новообразовавшийся район, или Селение, как его называли коренные жители, был приписан приходу Казанской церкви, которая, однако, не могла вместить в себя такое количество прихожан. Тогда и возникла необходимость в постройке нового большого храма в центральной части Селения.
Главным инициатором выступил известный астраханский купец и благотворитель Иван Иванович Губин. Без него невозможно было бы и скорое строительство храма, большую часть расходов он взял на себя.
В 1878 году строительное отделение Астраханского Губернского Правления одобрило проект архитектора Павла Апполосовича Знаменского, и в 1879 году начались строительные работы, которые длились около 6 лет. 31 марта 1885 года в торжественной обстановке на колокольню храма были повешены колокола. 29 сентября в канун праздника Покрова Богородицы архиепископ Евгений Шерешилов освятил главный алтарь. И.И. Губин в благодарность был избран пожизненно церковным старостой, а первым настоятелем Покровского собора стал протоиерей Михаил Гусаков.
Отец Михаил и особенно второй настоятель храма Евтропий Кочергин сыграли большую роль в миссионерской деятельности храма. Отец Евтропий, сам бывший раскольник, до своей кончины в 1916 году обратил в православие из раскола 1 326 человек.
Стараниями священников и прихожан Покровская церковь осталась одной из немногих в Астрахани, которые новорожденная советская власть не тронула. Хотя в 1941 году храм был превращен в склад сахара. Большой вклад в возвышение Покровского храма вложил архиепископ Филипп Ставицкий. Он обратился к верующим с просьбой пожертвовать медные, бронзовые и серебряные предметы на отливку нового колокола, прежние колокола были сняты с колокольни в 1930 году. Ещё в 1928 году он пытался сделать его своим кафедральным собором, но был арестован. Только в 1943 году, вернувшись из заключения, архиепископ Филипп Ставицкий достиг своей цели - Покровская церковь была официально объявлена кафедральным собором.
К 450-летию Астрахани внешний вид храма был впервые обновлен: почищены купола и кресты, покрашена кровля, вместо каменных ступенек сделали красивый мраморный вход с чугунными перилами.
Архитектура
Храм и объединенная с ним высокая двухъярусная колокольня построены из красного кирпича в стиле традиционной русской архитектуры. По проекту П.А. Знаменского купол должен был быть пятиглавым, однако средств не хватало, поэтому купол храма одноглавый, с массивным восьмисветовым барабаном.
Интерьер
Роспись храма, а так же внутреннее убранство были выполнены на средства И.И. Губина. По его заказу астраханские художники М.И. Цветков и Е.Т. Серов в 1899 году написали иконы для Покровского собора.
Астраханскими же мастерами были изготовлены иконостасы для центрального и придельных алтарей. Часть икон была приобретена у Петропавловской и Казанской церквей. Там же были приобретены царские врата: в 1884 году для центрального иконостаса (с позолоченной резьбой) в Петропавловской городской церкви, в 1885 году для боковых иконостасов в Казанской.
В 1939 году в собор после разрушения Донской церкви попала одна из самых чтимых и древних икон – Покрова Пресвятой Богородицы. Из летописей известно, что эта икона считалась чудотворной, а до революции она каждый год обносилась крестным ходом вокруг Астрахани.
Убранство храма значительно обновилось при архиепископе Филиппе (1943-1952 годы). По его благословению известной иконописицей того времени монахиней Агнией (Стародубцевой) были написаны иконы астраханского угодника Священномученика Иосифа, храмовый образ Покрова Божией Матери, образ Божией Матери «Взыскание погибших» и др. В 1949 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий I подарил Покровскому собору большую икону Преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей святого. Отец Филипп за помощь собору и его прихожанам при жизни и за молитвенную помощь посмертно почитается астраханцами как месточтимый угодник Божий, он погребен в стене под левым приделом храма.
Однако самой почитаемой святыней в Покровском соборе считается икона-мощевик с частицами мощей многих святых и частью от Честного Древа Креста Господня, которую преподнёс в дар храму архиепископ Сергий Ларин в 1955 году.
Все эти иконы по сей день украшают стены Покровского собора.