Гауптвахты как места, предназначенные для содержания под арестом военнослужащих, появились в России в 1707 году, когда Петр I учредил воинские гарнизоны и комендатуры. До революции 1917 года гауптвахты существовали во многих городах России, но до наших дней сохранились только две из них: в Москве и в Астрахани. Кроме заключения под стражу воинских чинов важной функцией гауптвахты было содержание гарнизонной денежной казны.
История
В 16-17 веках территория сохранившегося до настоящего времени здания бывшей гауптвахты была тесно застроена жилыми и общественными сооружениями. К концу 17 века на месте здания бывшей гауптвахты существовала небольшая площадь с деревянной церковью Иоанна Богослова. В 20-е годы 18 века эта церковь со всей жилой застройкой была разобрана. В 1765 году гауптвахта располагалась в небольшом здании, у ограды Троицкого монастыря, позднее для неё было построено деревянное здание ближе к Пречистенским воротам. К началу 19 века здание обветшало и было принято решение о строительстве нового.
Новое, современное здание, было построено в 1808 году по типовому проекту того времени. В то время в Астраханском кремле производились большие строительные работы по сооружению каменных построек для нужд гарнизона.
Гауптвахта являлась главным караулом крепости. По уставу, построение всего караула для развода по постам происходило на специальной платформе перед лицевым фасадом гауптвахты. Такая платформа исторически существовала, но не сохранилась и была воссоздана при реставрации со всеми ее составляющими (фонари, столбы и т.п.).
В 2011 году в здании гауптвахты открылась музейная экспозиция, посвященная истории гарнизона Астраханского кремля в 19 веке.
Архитектура
В соответствии с назначением, здание гауптвахты строгое и довольно простое, в пределах необходимого архитектурного исполнения. Украшения здесь излишни - стены гладкие, оконные и дверные проемы без наличников. Парадность достигнута оформлением главного фасада, по всей длине которого расположена галерея на семи арках, разделенных между собой пилястрами. Три центральные арки объединяет обширный по площади фронтон с полуциркульным слуховым окном, образуя подобие портика, что подчеркивает парадность всего сооружения.