Никольский надвратный храм по времени его основания - старейший в Астрахани. Его принадлежность гарнизону в течение очень продолжительного периода говорит о том, что изначально Никольская церковь могла быть полковой.
История
Никольские ворота получили свое название во время возведения каменного Астраханского кремля по расположенной на этой северной проездной башне церкви во имя Св. Николая Мирликийского.
Возведение надвратных церквей на крепостных стенах подразумевало в соответствии с христианской символикой покровительство и защиту населению от того святого, чьим именем назывался надвратный храм. Размещенный на проездных вратах со спуском, ведущим к узкой береговой полосе Волги, храм назывался астраханцами "Никола на воротах". Рядом с ним был главный причал Астрахани, получивший название Никольская пристань. Здесь швартовались суда военные, государственные, монастырские, посольские, русских, восточных и европейских купцов.
К 1728 году Никольская надвратная церковь обветшала и по распоряжению астраханского губернатора фон Менгдена была разобрана. Грамота на возведение нового надвратного храма была выдана в 1730 году, а строительство завершено в 1738 году.
За период своего существования церковь неоднократно меняла свое назначение. Известно, что в 1839 году она была передана Астраханской инженерной команде, в 1890-х годах храм передается старообрядцам-единоверцам и именуется в местной прессе "единоверческой Никольско-Кремлевской церковью", а в 1895 году, после возведения в городе специального единоверческого пятиглавого храма во имя Вознесения Господня, Никольская церковь вновь становится никонианской.
В советское время Никольская надвратная церковь использовалась некоторое время для нужд астраханского кремлевского гарнизона и претерпела значительные изменения и утраты в интерьере и планировке.
Архитектура
Строения Никольского храма носят в себе характер русской средневековой архитектуры: массивные стены, проездные ворота с монументальными каменными сводами, с малой главой над шатровым покрытием и нарядным архитектурным декором западного фасада, выполненного из белого камня.
Интерьер
Внутреннее убранство было утрачено в послереволюционный период, до наших дней сохранились только потолочные росписи, реставрированные в 1980-е годы.